Всего несколько лет назад компанию Niantic Inc., создателя хитовой игры Pokémon Go, приводили в пример, как доказательство огромного и растущего бизнес-потенциала метавселенных. Но теперь, после неудачного дебюта очередной игры с дополненной реальностью, Niantic выглядит как нечто иное — еще одно доказательство провала метавселенных для бизнеса.
9 мая базирующийся в Сан-Франциско производитель программного обеспечения запустил Peridot, бесплатную игру-симулятор домашнего животного для мобильных телефонов, цель которой — объединить цифровой и физический миры в то, что компания называет «метавселенной в реальном мире». После загрузки приложения Peridot игроки создают уникального питомца и дают ему имя. Затем, используя объектив камеры телефона, игра накладывает питомца на любое место в реальности, например, на участок травы на заднем дворе. После этого питомец может бегать по двору, изображенному на экране телефона, гонять теннисные мячи, копать лакомства и взаимодействовать с окружающими предметами по мере того, как он набирается способностей и растет.
Несмотря на милые и увлекательные визуальные эффекты, игра пока не прижилась. По данным исследователя Sensor Tower, за неделю, на фоне множества негативных отзывов в магазинах приложений, Peridot была загружена 675 000 раз в период с 9 мая по 13 мая. Некоторые рецензенты жаловались на то, что дополненная реальность в игре непоследовательна и быстро разряжает батарею телефона. Другие критиковали подход к монетизации игры. На сегодняшний день игра имеет рейтинг 4,2 из 5 в App Store и 3 из 5 в Play Store.
«Вялая реакция и низкое количество загрузок заставляют задуматься о том, что энтузиазм, связанный с дополненной реальностью, начинает угасать» — говорит Йоост ван Дрюнен, преподаватель Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете.
Niantic преуменьшает подобные опасения и выражает уверенность как в проекте Peridot, так и в аппетите публики к AR-играм.
«Перидот — это, вероятно, первая в мире мобильная игра, полностью выполненная в AR, и это только начало. Хотя первоначальный спрос превзошел наши ожидания, мы не ожидаем, что Peridot станет хитом в одночасье, и скорее рассматриваем ее как долгосрочный проект, который продемонстрирует потенциал AR и экспериментального дизайна игр.» — сказал Марк Ван Ломмель, представитель компании.
Вопросы о будущем «метавселенных в реальном мире» витают вокруг Niantic уже несколько лет.
В 2016 году компания Niantic произвела фурор, выпустив игру Pokémon Go — мобильную игру, в которой игроки бродят по реальному миру и ловят цифровых покемонов, появляющихся на экране их телефона. По словам Niantic, с тех пор игра была загружена более миллиарда раз. По данным Sensor Tower, ее оборот составил 6,6 миллиарда долларов.
Поначалу успех игры Pokémon Go от Niantic казался предвестником светлого будущего для индустрии, вдохновленной научной фантастикой. В последующие годы, когда игры с дополненной и виртуальной реальностью (VR) стали называть частью более широкой «метавселенной», Niantic стала любимицей самых больших сторонников этой развивающейся сферы. Основываясь на идее о том, что скоро все будут общаться, работать и заниматься коммерцией во взаимосвязанной виртуальной реальности, руководители Meta Platforms Inc, Microsoft Corp, Unity Software Inc, Alphabet Inc, Nvidia Corp и ряда компаний Web3 вложили в эту область миллиарды долларов.
По данным Crunchbase, Niantic привлекла более 770 миллионов долларов финансирования и приобрела несколько технологических компаний. Компания выпустила около полудюжины мобильных игр, которые объединили базовую динамику дополненной реальности на мобильных телефонах с некоторыми устоявшимися персонажами, взятыми из популярных развлекательных вселенных других компаний, от Гарри Поттера до NBA. Peridot — это первая оригинальная интеллектуальная собственность компании за более чем десять лет.
Статистика загрузки игр Niantic
В 2021 году, когда в Кремниевой долине ажиотаж вокруг метавселенных достиг апогея, компания Niantic запустила Lightship — творческую платформу, которая позволит любому разработчику игр следовать примеру компании, создавая приложения в стиле Pokémon Go. Главный исполнительный директор Джон Ханке заявил, что Lightship «задаст образец того, каким может быть AR» и поможет стимулировать внедрение AR-очков — технологии, которую он регулярно поддерживает.
Два года спустя влияние Lightship на игровую индустрию оказалось минимальным. До сих пор большинство созданных игр с трудом находят свою аудиторию. В разработке находится всего 50 приложений, использующих Lightship. На сегодняшний день только одно из них получило более 100 000 загрузок на Android. При этом разработчики с большим энтузиазмом относятся к приобретению компанией Niantic в 2022 году компании 8th Wall, платформы дополненной реальности для Интернета, на основе которой создано более 2500 коммерческих приложений, от Disneyland Paris WebXR Experience до Moët-Hennessy Virtual Concierge.
Но между тем, собственные AR-игры Niantic демонстрируют столь же мизерные показатели. Спустя семь лет после запуска Pokémon Go остается единственной по-настоящему успешной игрой компании, не считая Ingress, которая была выпущена в 2012 году, когда Niantic еще сотрудничала с Google. В 2021 году компания закрыла свою вторую по популярности игру, Harry Potter: Wizards Unite, которую генеральный директор Ханке назвал «посредственной».
Ван Ломмель из Niantic также отметил, что Pikmin Bloom, созданная в сотрудничестве с Nintendo Co, имеет «сильное и очень активное сообщество». В прошлом месяце компания анонсировала и начала тестирование Monster Hunter Now, созданной совместно с Capcom Co.
Многие поклонники Pokémon Go отказываются от использования функций дополненной реальности в игре, о чем также просили некоторые игроки Peridot. Ван Ломмель сказал, что компания «видела, как многие игроки Peridot с удивлением и восторгом реагировали на то, насколько реальными ощущаются их питомцы, особенно на то, как хорошо они распознают и взаимодействуют с реальным окружением, а такие моменты могут происходить только в AR». Он добавил, что «Peridot предназначена для игры в течение нескольких минут за раз, а не для длительной игры, как большинство других игр», и отметил, что игроки могут изменить свои настройки, чтобы «улучшить производительность устройства за счет снижения качества AR».
Проблемы Niantic отражают спад, с которым столкнулась отрасль в целом. После нескольких лет шумихи оптимизм в отношении бизнес-потенциала метавселенной значительно снизился, а компании, включая Meta, Microsoft и Tencent Holdings Ltd., сократили свои подразделения метавселенной. На всем рынке продукты AR и VR остаются нишевыми — как в качестве приложений для смартфонов, так и специализированных устройств. В 2022 году снизились продажи гарнитур VR, согласно данным NPD Group. В 2022 году компания Meta потеряла 13,7 млрд долларов на AR и VR. В начале 2023 года геймеры не спешат покупать PlayStation VR 2 от Sony. В феврале Microsoft сократила сотрудников, работающих над AR-гарнитурой Hololens.
«Люди могут не решаться принять эту технологию, потому что, имея телефон, вы можете просто убрать его, выйти на улицу и посмотреть на свои растения и не беспокоиться о том, что получите рекламу ИИ для этого вида растений», — сказал Куинн Майерс, автор книги «Google Glass».
В начале 2022 года компания Niantic уволила 8% своих сотрудников и отменила четыре проекта.»Похоже, что Niantic, как и почти каждая другая технологическая компания в мире, обнаружила, что проблема сложнее, чем кто-либо себе представлял», — сказал Мэтью Болл, генеральный директор венчурной фирмы Epyllion и автор книги The Metaverse. «Сроки создания очков AR и VR дольше, чем ожидалось. Планка минимально жизнеспособного продукта для выпуска в массы намного выше».
Высокая цена продуктов также может препятствовать массовому внедрению. Гарнитура смешанной реальности Quest 2 от Meta стоит 400 долларов, а гарнитура нового поколения Pro — 1000 долларов. Грядущая гарнитура смешанной реальности от Apple Inc. может стоить $3,000, сообщает Bloomberg.В прошлом году компания Niantic объявила, что объединяется с Qualcomm Inc. для создания того, что она назвала «AR-гарнитурой», и представила несколько первых рендеров. На данный момент появилось мало подробностей, но Ван Ломмель сказал, что компания продолжает работать над эталонным дизайном и будет выпускать продукт в партнерстве с другими компаниями. В недавней демонстрации разработчики Niantic заявили, что компания надеется, что когда-нибудь в Peridot можно будет играть на AR-гарнитурах.
После того, как Peridot потерпела неудачу, идея массового внедрения AR выглядит еще более надуманной.
«Это сложные продукты для производства, сложные технологии для производства, и трудно создавать игры с 3D-опытом», — сказал Бен Арнольд, аналитик индустрии потребительских технологий NPD.